Советы логопеда


 РОЛЬ ЛОГОПЕДА В ШКОЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Слово «логопед» у многих людей ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там малышей учат правильно и чисто произносить звуки, заучивать стихи, чистоговорки и скороговорки.

 логопедДля чего же нужен логопед в школе? Как правило, дети должны приходить в школу с чётким и внятным произношением звуков. Но в силу разных причин (частые простудные заболевания, невнимательное отношение взрослых к речи ребёнка, позднее речевое развитие и многое другое) не все первоклассники могут произносить звуки достаточно верно.

 Первая задача логопеда – коррекция звукопроизношения младших школьников. Родителям надо знать, чем раньше ребёнок научится правильно произносить звуки, тем быстрее произойдёт их закрепление, тем легче и успешнее будет идти развитие речи в целом. Поэтому в первом классе логопед особое внимание уделяет исправлению звукопроизношения. Иногда у логопеда возникает необходимость закреплять работу по звукопроизношению и во втором классе. Это бывает из-за сложности нарушений у школьника, а также из-за недостаточной работы родителей по закреплению полученных на логопедических занятиях навыков, особенно в летний период. Если родители желают добра своему ребёнку, хотят видеть его успехи в школе, то очень важно прилагать все усилия, чётко и постоянно работать дома, выполнять все требования логопеда. Одних занятий с логопедом в школе недостаточно. Нужна заинтересованная работа родителей по закреплению школьного логопедического материала.

 Второй задачей логопеда является восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи. Лексика – это словарный запас, его богатство, многообразие. Грамматический строй речи – это умение правильно употреблять слова в предложении, изменять их. Если ребёнок говорит «много карандашов» вместо «много карандашей», значит это одно из нарушений грамматического строя речи. Чтение детям в дошкольном детстве художественной литературы способствует гармоничному развитию речи, обогащению словарного запаса. На логопедических уроках школьник учится изменять слова (ухо-уши, рот-рты), образовывать новые формы слов (дерево-деревянный, слива-сливовый). Игровые моменты на занятиях повышают интерес ребёнка к обучению, заставляют его запоминать, правильно называть слова. Всё вышеописанное – работа логопеда в детском саду. Если ребёнок пришёл в школу без этих знаний, логопед поможет их усвоить. Закрепление дома усилит результат работы логопеда.

Астрид Линдгрен  логопед  логопед

 Следующая задача логопеда – развитие фонематического слуха. Такая работа идёт и в детском саду, и в школе. Фонематический слух - это умение услышать и назвать звук в слове (есть ли звук о в слове кот?), назвать звуки в слове по порядку ( рука – первый - р, второй – у, третий – к, четвёртый – а), придумать слово на определённый звук (р – речка, роза, ракета) и другое. Когда школьники начинают писать под диктовку, то умение определить последовательность звука в слове, услышать звук – очень сложная и трудная работа для детей. Поэтому развивать фонематический слух необходимо постоянно в детском саду и в школе. Работа эта длительная, так как ребёнок постепенно приучается слушать слово, звуки, из которых состоит слово. Значительную помощь оказывает школьникам умение составлять схемы слов. Звучание слова закрепляется в зрительном варианте. Определённый звук имеет цветовое обозначение. Данная работа необходима для правильного написания слов без специфических ошибок. Предупреждение и устранение специфических ошибок при чтении и письме – основная и главная задача школьного логопеда и  учителя начальных или предшкольных классов  классов.

 

логопед  логопед логопед 

Что такое специфические ошибки? Очень часто фонематический слух развивается у школьников длительно и тяжело, не смотря на все усилия логопеда. В таких случаях в письменных работах и при чтении появляются нелепые, «глупые» ошибки, которые вызывают недоумение у родителей. Такие нарушения называются дисграфия – нарушение письма и дислексия – нарушение чтения.

 Дисграфические и дислексические ошибки проявляются в следующем:

  • • пропуски букв, слогов (машина – мшина, манна)
  • • перестановки букв и слогов (корова – ковора)
  • • замены букв (мороженое – моложенное, жуки – шуки, Люба – Луба)
  • • слитное написание слов (Дети гуляют)
  • • не дописывание слогов и слов (дорога – дорог, черепаха – черепа) и другое. Иногда ошибки приобретают такой характер, что написанное прочитать и понять невозможно. Логопед, проводя систематическую и планомерную работу на занятиях, устраняет такие ошибки. Часто на это уходит не один год, так как специфические ошибки очень стойкие. Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в логопедической работе, не может быть  достигнут положительный результат. Только совместная работа логопеда , родителей  и учителя обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь Вашего ребёнка в школе.

Учитель  -  логопед  Шевелева  Ирина  Владимировна.

 

 

РАЗВИВАЕМ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Для успешной коррекции речевых отклонений и развития детей необходимо обеспечить непрерывность обучения младших школьников в школе и закрепления полученных навыков дома.

логопедПравила для родителей:

  Уделять постоянное внимание собственной речи, так как речь взрослых являются образцом для правильного, а в других случаях неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

  Использовать в повседневной жизни детей грамотные речевые образцы речи: 
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь; 
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это тетрадь; нет тетради; ищу тетрадь; думаю о тетради и т.д.); 
- обращать внимание детей на глаголы, которые несут основную смысловую нагрузку (например: побежал, хотел, поехал, встал, лег и т.д.); 
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (на, от, за, под, около, возле, перед…); 
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня фарфоровая чашка, а что у те6я…», 4 красных яблока, 6 красных помидоров, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров); 
- обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная).

  Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игры, мультфильмы, фильмы, литература, театр. 
Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе рассказов-описаний, рассказов-повествований, рассказов-рассуждений принесут большую пользу ребенку.

  Важно, чтобы логопедическая работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, в ненавязчивой игровой форме, что позволяет ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

  Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой (и даже отказ заниматься). Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая психологические особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Учитель  -  логопед  Шевелева  Ирина  Владимировна.

 

 УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СКОРОСТИ И КАЧЕСТВА  ЧТЕНИЯ

Упражнения на внимание

1. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.

Какой цветок вручили чемпиону? Какое блюдо приготовила стряпуха?

Как называют водный поток, у которого растѐт гречка? Куда забросили хомут?

2. Вычеркни все буквы, которые повторяются.

Ы Р М Т А О Н И Р П Т М Р А Н В Л О С Д П Б Е О М Н М И А П Е Ч Т М Л А Р Ч М Б А О С И С Б И Ю А О Р Ч

3. Исправь ошибку.

Рог до ушей – хоть завязки пришей.

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Один в золе не воин.

Трус кормит, а лень портит.

Не делай муки из слона.

Сашу маслом не испортишь.

Крутится как булка в колесе.

Яйца куницу не учат.

Не пой другому яму, сам упадѐшь.

Кошке игрушки, мошке слѐзки.

Куда иголка, туда и нотка.

4. Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

Ф Ы В А И В А Н Г О Р _______________________

С А Ш А И Т Ю Б Л Т________________________

О Н Т А Н Я М А К Н О________________________

5. Прочитай слова, подчеркни среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА КАЗАК СУМКА РЮКЗАК ШАЛАШ БЕРЁЗА

6. Читай чѐтко, без ошибок.

волк март фант свет стих трос герб метр весть слон слом трон зонт серп гость слог смех трус куст торт кость след снять ткань кадр танк часть слеп свет твой лист тигр сесть спор трап хвост

Разобрать непонятные ребѐнку слова.

Упражнения, формирующие умение слушать и говорить.

1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов.

• Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – дети запоминают его, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

- Сегодня утром Маша пошла в школу.

- Весело пели в лесу птички.

- Кот спит очень чутко.

- Воробей громко и тревожно зачирикал.

2. Переставь слова в предложении.

• Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

- Из молока получают масло и сыр.

- Пчѐлы носятся около цветущих ветвей липы.

- Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.

- В тундре волки и олени живут рядом.

- Под старой берѐзкой Алѐша увидел маленького птенчика.

3. Измени одно слово.

• Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нѐм только одно слово, например:

Дети пришли из школы.

Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Ученики пришли из школы.

Дети вышли из школы.

Дети пришли из театра.

- Валя гостила под Москвой.

- В кустах весело пел чиж.

- Стоит яркий солнечный день.

- Утята прыгнули в воду и поплыли.

4. Послушай, запомни, ответь: всѐ ли верно?

• Дети слушают предложение и определяют: может ли это быть, если да, то когда, где, почему.

Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица.

- Выпал снег, Алѐша вышел загорать.

- Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

- Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошѐл дождь.

- Воробей принѐс дрова, а мышонок затопил печь.

5. Дополни предложение.

Мы играем. Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

- Серѐжа учит.

- Папа привѐз.

- Птичка прилетела.

- Кот мяукал.

- Заяц убегал.

Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

1. Кто это? Что это?

Отвечай быстро.

Звонкий, быстрый, весѐлый - …

Вкусный, алый, сочный - …

Жѐлтые, красные осенние - …

Холодный, белый, пушистый -…

Бурый, косолапый, неуклюжий - …

Жѐлтые, красные, зелѐные - ... .

2. Точно и быстро.

Кто или что?

мурлычет –кот варит –повар стоит –дом

лает -учит -прыгает

мычит -лечит -летает –жужжит

-строгает - спит - шипит - сажает

- лепит – ревѐт - красит - играет 

3. Слушай. Называй как можно больше слов.

Плывѐт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.

Летит –

Растѐт –

Поѐт –

Ползѐт –

Ссорится –

Работает –

Сверкает –

Упражнения, способствующие развитию чѐткости произношения.

• Развитие чѐткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, пословиц.

Проворонила ворона воронѐнка.

Мама мыла Милу мылом.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Клава у Клары играла на рояле.