О кружках и секциях


Родители уже пяти - шестилетних детей часто сталкиваются с ситуацией непростого выбора – отдавать или нет свое чадо в различные учреждения дополнительного образования? В школьном возрасте кружки и секции – почти обязательный «элемент программы» развития ребенка. Так ли это нужно для ребенка? С одной стороны, он будет занят, будет приобретать новые знания и умения, с другой – не лягут ли на его хрупкие плечи непосильным грузом дополнительные занятия?

Эти вопросы каждый родитель решает индивидуально, здесь нет универсальных рекомендаций. Один ребенок с головой уходит в школьную жизнь, в учебу, а другому просто необходимо что-то новое.  Один ребенок быстро утомляется и просто физически не сможет выдержать дополнительные нагрузки, а другому внешкольные или внесадовские занятия только в радость, только там он чувствует себя полезным и нужным. Можно лишь упомянуть об основных особенностях, плюсах и минусах кружков и секций.

Перечислим основные преимущества  дополнительного образования:

1. Смена вида деятельности.В кружках и секциях занятия отличаются от деятельности в школе или в детском саду. Это очень полезная для формирования разносторонней личности функция секций и кружков, особенно если эта деятельность доставляет ребенку удовольствие (а ещё лучше - успех).

2. Смена коллектива. Порой в школьных коллективах происходит своеобразный  застой в отношениях – все пары и тройки друзей и приятелей уже сформированы, кто-то держится особняком; роли по отношению к учителю и коллективу давно расписаны (одна из  традиционных и страшных ошибок преподавателей, к слову). Словом, в плане социальных взаимодействий такой коллектив уже не может дать ничего нового. Группа детей в кружке или секции – совершенно иной коллектив, там больше шансов найти новые знакомства и обрести хороших приятелей или даже друзей. Немаловажную роль в формировании более близких отношений детей в учреждениях дополнительного образования играет тот факт, что группы формируются из сравнительно малого количества детей, и внимание преподавателя распределено примерно поровну.

3. Формирование у детей чувства ответственности. Ориентация на практические навыки, в отличие от подчас скучной для ребенка теоретической ориентированности школы, развивает чувство ответственности за результаты своей деятельности, учит планировать свои действия и рационально распределять время.

4. Кружки и секции – средства для исправления детских комплексов и стереотипов, закрепленных в школе или деском саду. Иными словами, средства для коррекции, да и вообще, для повышения в целом самооценки ребенка. Не в одном, так в другом кружке даже не обладающий суперталантами ребенок добьется локальных успехов и достижений, научится чему-то новому, что позволит ему, в случае заниженной самооценки, выше оценивать себя и свои силы. Ребенок с адекватной самооценкой просто приобретет ещё одну сферу самореализации, не столь ограниченную формально, как детский сад  или школа.  

 Есть у кружков и секций свои минусы. Связаны они в основном с понятием «дополнительности», характеризующим этот вид образования. Кружки – это дополнительное время, которое ребенок тоже должен будет планировать, а не тратить на прогулки или игры. Далее – следствием разнообразия видов деятельности ребенка становятся и дополнительные нагрузки. Если ребенок будет разрываться между занятиями в кружке и школой, ни к чему хорошему это не приведет. По этой же причине не нужно записывать ребенка одновременно во много кружков (максимум 2-3, впрочем, для каждого ребенка это индивидуально) – от излишних физических или умственных нагрузок ребенок будет утомляться. Утомление зависит и от отношения ребенка к занятиям – если для него это любимое дело, от которого он получает удовольствие, на его самочувствии это не скажется. Также родители должны понимать, что занятия в кружках будут нагрузкой не только для ребенка, но и для них самих. Что на первых порах придется помогать осваивать новое дело, заниматься вместе дома. .